Интервью GREY эксклюзивно для «United Nutz»
Интервью, которое было оформлено на открытии «UN radio» эксклюзивно для ассоциации «United Nutz». Несмотря на то, что оно было взято еще в октябре 2007 года все вопросы и ответы Сергея Grey до сих пор являются актуальными и интересными. Поправки по тексту приветствуются.
Текст: Андрей Попов
Интервью: Андрей Попов и Соня
Download mix by DJ Grey — History Of Ragga-Jungle
Знакомство
Мы подошли к «Экватору» без четверти 11 в замечательном расположении духа, вечер обещал пройти хорошо и интересно. На входе нас встретили милые охранники, напоминающие знаменитых Братьев Блюз из одноименного фильма. На какой-то момент даже показалось, что это не drum’n’bass мероприятие, приуроченное к открытию радио «UN radio», а какая-то блюз вечеринка. Не хватало, чтобы секьюрити надели шляпы и стали играть на саксофонах. Неожиданно появился виновник данного мероприятия — Иван Овсянников. Он был очень взволнован, но пребывал в хорошем настроении и, широко улыбнувшись, помог нам незамедлительно попасть внутрь клуба. С каждой минутой мое тело все больше и больше ощущало атмосферу чего-то нового и любопытного. Признаться честно, не часто слушал до того дня drum’n’bass, а тем более ragga-jungle. Немного поболтали с Ваней, а потом он куда-то скрылся для решения организационных вопросов. В это время народу было еще мало, сказывалось воскресенье. Мы сели в уютной комнатке, взяли кофе и стали ждать Grey’я.
Спустя несколько минут заходит Ваня с Серегой (DJ Grey). Нас познакомили, и, усевшись на удобные диванчики и попивая кофе, мы неспешно начали разговор на общие темы. Диктофон аккуратно лежал на столе, а сигаретный дым хорошо растворялся в продуманной конструкции системы вентиляции. Серега сразу произвел очень приятное впечатление, как говорится встречают по…, провожают… Но, забегая немного вперед, могу сказать прямо – если бы в общение с прессой все DJ вели себя так же уважительно, как Grey, то цены бы им не было.
— Почему, Грей? Как так получилось и как началось?
— В принципе была масса всяческих псевдонимов. (Широко улыбается). Тем не менее, сложно сказать, почему конкретно Grey. Видимо, потому что Серым в детстве называли всех Сергеев, что на-английском и есть Grey. Если же честно, то даже сам не знаю. (Смеется) На самом деле само как-то придумалось, и лишь спустя время с ужасом понял, что данное прозвище какое-то очень примитивное и простое. Пытался поменять, но все же решил в итоге решил оставить. Почему собственно и нет?
— Бывают же такие ситуации, как в Лондоне на заре зарождения ragga jungle культуры, что многие DJ учувствовали во многих проектах с разными названиями. Кто-то пытался скрыть свое участие, кто-то преследовал какие-то иные цели. Как в этом плане дела обстоят у тебя?
— Дело в том, скажем так, я весьма требовательно отношусь к собственному творчеству. Именно поэтому те музыкальные проекты, которые делаю, например, непосредственно трек, как правило, никуда дальше моего компьютера не выходили. Поэтому не вижу смысла непосредственно для себя придумывать какие-то новые псевдонимы. Вообще считаю, что nickname должен быть: во-первых, весьма лаконичным, во-вторых, полностью соответствовать человеку, ди-джею. В первую очередь это должно быть именно твое, чтобы окружающие могли свободно называть им и не забывать. Соответственно сложное может вызвать определенные затруднения. Сейчас у нас имеется музыкальный проект, в котором пытаемся сделать «живой» drum’n’bass. В частности, я играю на басу и контрабасе, мой брат, с которым приехали, делает музыку с помощью компьютера. Так же у нас есть барабанщик, саксофонист и еще один электронщик, специализирующийся на синтезаторе и прочем. Вот как раз название придумывали достаточно долго, звучит оно «Critical Intelligents Project», а сокращенно соответственно «CritPro». Вот здесь мы поломали голову. Пришлось серьезно подойти к вопросу, так как это production и достаточно серьезный, а для него нужно имя и чтобы всех устраивало. Если же возвратиться к Grey, то здесь больше чем дворовая кличка, но меньше чем какой-то звучный сценический псевдоним, поэтому и прижился, собственно я его как таковым и не выдумывал.
[embedyt] http://www.youtube.com/watch?v=2-rDgmbsbRY[/embedyt]
С чего все начиналось.
— Ты хочешь возродить ragga jungle движение, которое как явление «вымерло» года этак с 95. У тебя возникало чувства сожаления том, что родился и живешь немного не в то время и не в той стране?
-О, да… (Откидывается на диван). Это вопрос прям в яблочко. В отношении страны у меня странные чувства, нет собственно ни сожаления и какой-то радости. Лучше сказать, что считаю себя больше человеком мира. Периодически действительно возникало ощущение, что немножко опоздал, но надо оставаться всегда реалистом. Что ж поделать, раз так получилось. В конце концов, брат родился на 6 лет раньше меня и застал очень много всего интересного. Благодаря его рассказам и воспоминаниям частично смог окунуться в ту атмосферу.
— Я где-то читал, что на твое творчество повлиял старший брат. То есть это он и есть?
— Нет, это как раз больше относиться ко второму брату. (Смеется). А так да, мы просто очень тесно общались и у нас очень дружеские отношения, которое по любому как-то сказалось на творчестве. На самом деле у меня четыре, то есть три брата они двоюродные, но между собой родные, и непосредственно родной, который…
В этот момент заходит Соня. Ее лицо на мгновение выражает недоумение, но спустя секунду она как ни в чем не бывало садиться рядом с нами и включается в разговор.
— Хотелось бы добавить, что есть желание родиться пораньше для того, чтобы просто окунуться в атмосферу зарождения, как drum’n’bass, так и ragga-jungle культуры. Прекрасно понимаю, что если бы немного раньше интегрировался в этой среде не то, чтоб сейчас был супер крутым, но имел больше шансов не загибать себя. В общем, если не вдаваться в подробности, то несмотря даже на то, что хотелось бы пораньше включиться в это общество, все равно застал практически зарождение этой культуры практически в зачатке. Еще в 98 году со своим двоюродным братом, который был яростный хардкорщик первой волны, мы попали с ним в небезызвестный клуб «Акватория». Там, считалось, проводятся первые хардкор движухи. И вот они ходили туда с моим братом родным месить бетонную пыль, причем происходило все под злостный габберс. И в свое время он впервые потащил меня туда, жутко фыркая и говоря «вот, блин, меня тут друзья позвали, пойдем, типа, пива попьем на какой-то там jungle…
— То есть ты был совсем молодой и «зеленый»?
— Я был вообще пипец какой. Просто вот так смотрел на всех (смотрит вверх с наивным детским лицом) и офигивал от происходящего там …
— Ну да 98 год, самая соль…
— Так о том и речь. Не знаю, склонен ли идеализировать, но тогда действительно для меня это было что-то фантастическое и неземное. Непередаваемые ощущения. Тем не менее, само время было совершенно иное. Но даже спустя время периодически попадаю на мероприятия, на которых похожая драйвовая атмосфера. В частности, в пятницу играл в Королеве на супер закрытой вечеринке. Там тоже был dance hall. Совсем молодые ребята решили возродить саму концепцию, так как у них там тоже неправильный drum’n’bass (drum’n’bass, drum’n’bass все приходят и эээ и все дела, — в этот момент Grey высовывает язык). Собственно ничего интересного. Они решили сделать какую-то альтернативу — сняли достаточно дорогой клуб в убыток для себя, тем не менее, пригласили меня и ребят из «Трубвайз картеля», с которыми мы как раз занимаемся ragga jungle’ом. Правда они приехали с dance hall’ом, то есть у них было два МС, в итоге выступление было очень крутое. Очень понравился мощный performance под dance hall. Я же туда приехал именно покрутить old-school и за два часа просто вынес всех. Никто не ушел с танц-пола вообще! Очень позитивно прошел вечер!
— А каким образом ты выбираешь аудиторию и места? Ты открыт для публики? (Соня)
— Да, абсолютно! Если ты, например, завтра позвонишь (или ты или ты – имея виду окружающих) и предложишь поиграть, то с удовольствием приеду. Правда, так исторически сложилось, что drum’n’bass я очень давно не играю, либо играю только по собственному желанию для себя и для друзей на закрытых мероприятиях. Например, снимаем какое-нибудь маленькое кафе и делаем там свой проект. Вот с нашим саксофонистом играем какой-нибудь старый intelligent с джазовым звучанием, что действительно «вкусно» и круто. Но, во-первых, это не очень хорошо продается и, во-вторых, не все знают, что я на такое способен. Особенно после ragga jungle performance’ов. Поэтому просто не зовут на drum’n’bass party. Бывало, пару раз отказывался играть какое-нибудь там злобное «мясище». Вот после этого перестали приглашать, после чего собственно и закрепился – я играю либо это ragga jungle. Он мне очень нравиться, я им занимаюсь и продвигаю везде, где только могу. Либо то, что мне нравиться, это обычно происходит на каких-то совсем свойских вечеринках, где могу делать что угодно, и при этом музыка останется любимой всеми присутствующими. Никогда не прогнусь, и не буду играть под «мышечки».
Download mix by DJ Grey — King Of The Jungle
— Серег, а тебе самому больше нравиться играть как самостоятельный, ни от кого независящий ди-джей или все-таки вместе с группой?
— Ты знаешь, это немного разная энергетика. На самом деле и так и так. В группе мы играем не столько ragga jungle, а лучше сказать что-то вроде drum’n’jazz’а, то есть быстро и ритмично, но все равно джаз. Звучание басухи получается контрабасовым, что откладывает свой отпечаток. Естественно плюс живые драмы и все остальное. Но там немного другой процесс — «здесь и сейчас», именно своеобразный live. Он в итоге даже заменил мне полностью компьютер. Больше не использую его для написания музыки. Конечно, иногда бывает, пытаюсь что-то сделать, но просто не прет. Ведь с группой это очень живой процесс. Пять человек – все в едином ритме, в угаре — это ни с чем несравнимое ощущение. К сожалению, тяжело представить, если этого никогда не испытывал, но тот, кто в теме всегда скажет «да – я тебя понимаю, парень». Ты полностью отдаешься. Даже сегодня мы вот только с репетиции, поэтому я приехал немножко прифигевший. Сейчас взбодрюсь, и все будет отлично. Я ведь из Рязани еще вернулся…
Сломанный диктофон.
Вдруг, как на зло, диктофон издает какой-то звук, по которому незамедлительно становиться понятно, что он «доживает» свои последние секунды. К подобному повороту событий не был готов никто: ни я, ни Соня, ни Grey и уж тем более ни Ваня, которого, правда, не было рядом. На какой-то момент в помещение повисла тяжелая пауза, но кто-то грамотно разрядил обстановку, сказав «ну что, взяли интервью, все – теперь придется запоминать». Но все-таки не зря даны от рождения человеку три вещи – руки и голова. В итоге оказалось, что мой молодой брат использовал диктофон как флешку для переноса на нем информации. Данная проблема быстро уладилась, и диалог продолжился. Стоит обратить внимание на то, что Серега оказался исключительно интересным собеседником. Он и жестикулировал, и играл различными диапазонами голоса, и периодически вскакивал, что-то показывая. Общаться с подобными собеседниками одно удовольствие, разговор переходит за рамки классического интервью «вопрос-ответ», а становиться полноценным захватывающим диалогом.
— В 2004 ты познакомился с Кингстоном, с которым вы вместе решили воплотить в мечту возрождение ragga- jungle движение. Расскажи, пожалуйста, как ты познакомился с Кингстоном?
— Ой. Как познакомились с Кингстоном? Как-то сыграли один трек, где было «я заканчиваю свой эфир» естественно все нас простибали, в том числе и на форуме… Скажем прямо, давненько это было, году в 99-ом или 2000-ом. В клубе «Netland», который находится в детском мире, был компьютерный клуб с очень маленьким танц-полом, мои друзья праздновали день рождения и позвали поиграть. Мы пришли, но ничего хорошего там не произошло и еще этот косяк. В итоге, на следующее утро я злой прихожу домой, а на форуме про меня уже накатано, что я такой сякой и все дела…
-На тебе сказалось в тот момент как-нибудь мнение окружающих?
— Да нет. Всегда умел ставить общественность на место. Именно так, кстати, мы и познакомились с Кингстоном. Начал переписываться о том, кто он вообще такой, чтобы меня судить и что я в принципе не обязан перед ним отчитываться за свои косяки и прочее. В итоге мы познакомились и периодически общались в интернете, не пересекаясь в жизни. Но от общих знакомых слышал, что он тоже увлекается old-school’ом. Был момент, когда еще посещал «Ранний город», там играли хорошую музыку. Любил именно такую музыку, а как только появился drum’n’bass в стиле «ту-ту ту-ту-тыщ тыщ-тыщ» меня это ужасно раздражило. Поняв, что это совсем другая музыка, даже на какое-то время прекратил посещение различного рода вечеринок, да если честно, то и не особо то хотелось. К тому же маленький еще был, раньше ведь с братом ходил, а теперь без него как-то пропало желание и стало неинтересно. Получается, что определенный период времени для себя пропустил. Вновь стал увлекаться лишь, когда были какие-то jungle-созвездия вроде часть n-цать и привозили всяких звезд из-за бугра. Вот тогда и ходил, к тому же в этот момент почему-то было очень много old-school’a. Тогда-то я и проперся, поняв, что если и буду играть то только old-school, так как его мало играют, и мне симпатично это направление. Вот и начал играть. Кингстону соответственно тоже нравился old-school. Однажды пообщались, оказалось он, тоже собирал винил и вот так слово за слово мы, в общем, узнали друг друга и стали иметь ввиду. В один прекрасный момент он сказал, что вместе с двумя r’n’b-шными друзьями будет устраивать вечеринку и хочет позвать меня туда поиграть old-school. Я приезжаю, привожу как обычно народ, со мной вместе частенько ездят человек десять просто так, по дефолту. Это был клуб «4 комнаты» — ужасный малюсенький клуб, когда-то культовый, но к тому моменту он уже загибался. Тогда через знакомых были последние попытки его хоть кому-то сдать. Таким образом, через тех r’n’b-шников он и подвернулся Кириллу. И если честно сказать было ни о чем. Плюс ко всему прочему нам даже не открыли танц-пол. Типа вы здесь колбастесь, пейте пиво и не претендуйте ни на что. После этой вечерины прихожу к нему и говорю «ты же понимаешь, что это ни о чем, давай, устроим что-то более серьезное». Я как раз давно искал единомышленника, чтобы устроить ragga jungle мероприятие. В тот момент стали появляться несколько артистов, которые были неизвестно откуда. Тогда было приятно считать jungle – Англия. Все знают эти известные избитые имена, чью музыку при желании можно найти в интернете и где угодно. А тут вдруг на Горбушке на болванках стали появляться какие-то непонятные чуваки, которые писали как в старинку, причем очень качественно. Просто удивительно, откуда такие взялись? Я стал все это выцеплять и коллекционировать, однажды попался Кингстон. И в итоге захотели вместе делать ragga jungle. Кингстон — очень хороший парень, можно сказать такой же большой ребенок, как и я. Он давно слушал подобную музыку, как-то случайно попав в «Титаник», заболел всем этим делом. Тогда, правда, Кингстон не сказать, что особо профессионально занимался этим делом. Тем не менее, в нем жило стремление, и он хотел это делать. На этом мы сошлись и решили делать все как в старинку — старый добрый jungle. Решили попробовать. Вскоре назначили дату, причем опять таки в «4 комнатах», но поскольку условия на выходные были очень жесткими, мы решили провести в четверг. Договорились через два четверга, решив назвать все это «RAGGA-JUNGLE 4ВЕРГ» в «4 комнатах». Вот так получилась «вечеринка в четверг». Начали массированно атаковать. Подняли всех своих знакомых, которых только знали, кто мало-мальски умел сводить, надавав им материала. Кто-то, среди приглашенных, итак уже был полноценным ди-джеем. В общем, подтащили всех кого только можно. Замутили безумную промакцию по тем временам, используя все возможные средства: sms, e-mail, icq. Жаль, что тогда не было ЖЖ…
— Кстати стоит заметить, что современный мир стал быстрее как в коммуникационных возможностях, так и в остальных областях. В то же время drum’n’bass считается музыкой современного города, но в связи с прогрессом и развитием, мир меняется фантастически быстро, как это отразилось на данном направлении? Она становиться быстрее из года в год…
— Конечно, да. Сейчас уже не помню точно, кто сказал, но один хороший знакомый, парень с философским подходом к жизни, где-то вычитал, что ученые рассчитали «скорость цивилизации». Есть какая-то определенная скорость городской пульсации, если можно так выразиться, она как раз приравнивается к 180 bpm, а это в свою очередь и есть скорость стандартного drum’n’bass, причем как раз современного. Собственно 180 сейчас и долбает (о музыке на танц-поле), причем этот трек написан гораздо медленнее, его просто ускоряют.
Экстроинтроверт.
Заходит Ваня. По нему видно, что все проходит благополучно. Как ни странно в его руках был обычный граненый стакан с холодной водой и льдом. Подмигнув, он протянул напиток, но все тактично отказались, понимая, что ему «живительная влага» необходима намного больше.
— Ну что, Ваньк, справляешься?
— Да уж. Нет возможности даже посидеть, хотя, знаешь в этом что-то есть. Совершенно другие ощущения, какой-то своеобразный азарт. Кстати, Серег, еще пару треков и ты выходишь.
— И что и все? А я в половине, что ль встаю?
— Да..
— Да, хорошо. Блин. Я думал, есть еще полчаса.
— Ты сказал, что считаешь себя большим ребенком, а сформировался ли ты как музыкальная личность, то есть уже знаешь, что и как хочешь?
— Есть немного. Хе-хе. Скажем так, поскольку музыкой занимаюсь практически все сознательную жизнь, при этом музыкантом стал себя чувствовать совсем недавно. Наверное, только тогда, когда начали играть в коллективе. Надо учесть, что я валторнист, причем достаточно неплохой. Хе-хе. Все детство играл на валторне и никогда не брал в руки бас-гитару, не играл на клавишных инструментах и тем более не стучал на барабан, и лишь теперь всему этому научился.
— А что все-таки послужило желанием делать именно эту музыку? На тебя больше повлияла культура как таковая или же окружение с друзьями? (Соня)
— Это какое-то судьбоносное попадание в яблочко. Дело в том, что это музыка меня нашла, а не я ее. Скорее всего, если бы не знал никого и брат в свое время не привел меня в ту компанию, то все равно, так или иначе, вышел бы на эту музыку. Учитывая гигантское опоздание, я бы все равно увлекся с корней и попытался получить максимальную информацию. Занимался бы в итоге очень серьезно. И дело не в том, что стал бы фанатично собирать коллекцию винила, посещать все мероприятия, знакомиться со всеми ди-джеями за ручку. Нет. Просто начал этим жить, и это как-то стало неотъемлемой частью моей жизни. Так получилось, что подсадил всех своих друзей, даже родители слушают и им нравиться.
— Серег, а в жизни сейчас ты полностью отдаешься музыке или оставляешь время на какие-то еще увлечения и хобби?
— Как сказать. Одним словом я киношник — звукорежиссер. Правда, меня вышибли с последнего курса. Когда есть проекты — снимаю кино, когда нет — ищу что-нибудь по душе. Сначала работаю непосредственно на площадке, а потом прорабатываю звуковой образ на компьютере.
— У тебя было желание поработать звукорежиссером в театре? (Соня)
— Я кстати работал. У меня брат играл в театре, став впоследствии весьма серьезным актером. Начинал он в детском молодежном театре, а впоследствии занимался с серьезной труппой, правда, без собственной площадки. К сожалению, в итоге все развалилось. Но я успел попробовал себя на данном поприще. Сейчас осталось много знакомых из ГИТИСа, Щепки. Есть у меня хороший друг — Кинкас, актер и режиссер. Он ставил по Гришкавцу «Зима», так вот мы делали к нему звуковое оформление. Так что занимаюсь параллельно всем, что интересно. Сейчас открыт для арт-проектов, театра, кино, что даже открытий некуда.
— С такой насыщенной жизнью, бывало ли, что ты попадаешь в творческий кризис, когда хватаешься за голову и думаешь «о черт, что твориться с этим миром»?
— Подобные ситуации происходят каждый день. Могу сказать без показухи, иногда действительно приходится проводить время одному в поисках внутреннего диалога, дабы собраться с мыслями и немного зарядиться. Частенько нахожусь в себе.
— То есть ты больше интроверт по характеру?
— Представляешь, как-то тест проходил по данной тематике, и получилось что у меня какая-то странная полноценная личность, я – экстроинтроверт, а все остальные показатели находились примерно по серединке. Все очень удивились и сказали, что так не бывает, а тест видимо лжет. Хе-хе. Поэтому иногда пребываю в себе или, наоборот, становлюсь очень общительным. Могу уйти туда (показывает в зал) посидеть попить пиво или сильно задуматься о том, что у меня твориться. Получается что-то вроде человека настроения.
— Как на музыканта занимающегося drum’n’bass-ом, какие группы ты можешь отметить, повлиявшие на твой взгляд и вкус?
— Ооо.. Собственно то, что повлияло на меня и на создание совместного живого проекта это группа «Лондон электрисити». Этот коллектив является заглавным проектом лейбла «Hospital Records». Парни, который основали лейбл, и придумал этот проект. Однажды им пришла шальная мысль: набрать живых музыкантов и переложить большинство треков под live. Они взяли обалденную девушку, которая шикарно поет, контрабасиста, ударника, который так стучит, что вообще никогда не слышал, чтобы так быстро и круто кто-нибудь стучал. Сделали крутую программу, коллектив просуществовал три года, объездил весь мир, а потом распался. Так как подобное турне оказалось накладным для лейбла. Они буквально как на работу ходили — каждый день, а это очень тяжело. В принципе эти музыканты и сейчас есть, они играют в разных проектах с тем или иным успехом, но тот проект — это круто! Действительно круто! Всем кому не ставлю диск – в восторге. Даже небезызвестная группа «Небожители» появилась благодаря тому, что ребята услышали этот live. «Лондон электрисити» многих сподвигло на какие-то творческие шаги и мысли. Честно говоря, это один из тех дисков, которые у меня есть всегда. На данный же момент слушаю очень много acid-jazz’a, idm’а…
— Какого именно acid-jazz’a и idm’a? Что-то вроде Amon Tobin’a, они на следующей неделе в Москву приезжает, пойдешь?
— Вот именно как Amon Tobin, обязательно посещу их концерт. Так же предпочитаю Bonobo, DJ Food. О черт, а это уже последний трек? Я пошел, увидимся тогда через полтора часа.
Люди, люди, люди…
В течение этого времени, пока Gray, в прямом смысле «выносил» всех посетителей своей музыкой, которая очень отличалась от всего предыдущего и последующего в этот день, в комнате, где мы сидели, происходило такое, что можно было бы снять целый ролик, да и не один. Осмелюсь высказать свое непрофессиональное мнение по поводу выступлений Grey’я, на мой взгляд, дело даже больше не в самой музыке, просто этот парень чертовски хорошо чувствует настроение публики. Этот и есть своеобразный талант, понимать и видеть настроение, уметь как-то подстегнуть публику или, наоборот, заставить о чем-то задуматься, чтобы потом тратить все свою энергию на умопомрачительные танцы. Причем данное чувству нельзя никого научить, это приходит только с опытом или есть у человека с детства.
Мы стояли у барной стойки с Антоном и Гриней (фотографы) и Ваней, делились впечатлениями и размышлениями по поводу сегодняшнего мероприятия, пока не подошел какой-то парень и не спросил «А вот комната, в которой Вы были, можно туда зайти посмотреть». Ему естественно разрешили, в итоге этот момент сильно повлиял на все последующее общение. Когда я зашел внутрь, то был очень поражен, тем количеством людей, которые находились внутри помещения. Причем даже с учетом того, что большинство даже не знало друг друга, атмосфера была очень дружеской и приятной.
Вернулся Серега. Было бы здорово запечатлеть его лица, когда он только вошел. Если сказать что это изумление – не сказать ничего. Вся эта ситуация располагала к тому, что бы сделать несколько фотографий, с большим количеством людей и деталей, чем Антон и Гриня незамедлительно и воспользовались. Серега же в свою очередь по-прежнему продолжал чувствовать, что от него хотят. Он даже не играл, а просто жил своей настоящей жизнью.
— Классно отыграл, Серег. После твоего выступления нельзя не спросить, какой клуб тебе больше всего запомнился из тех, где выступал. Какие города ты посетил?
— Выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти, Рязани, Кирове, Нижнем-Новгороде, Обнинске, Зеленограде, Жуковском, Королеве. Не буду выделять какое-то место конкретно, в каждом городе своя атмосфера. В Питере, безусловно, «Грибоедов» сложно объяснить, но там — собственная фантастическая движуха. Долго назревала, но началась параллельно с Московской. Когда там узнали, что у нас состоялась первая крупная вечеринка в «4 комнатах»… Тогда не успел договорить. В следующий раз мы устроили более серьезное мероприятие, используя по максимуму все средства оповещения. К сожалению форумами тогда не получалось пользоваться, так как был лишь один портал jungle.ru и по существу кроме него не было возможностей полностью оповестить людей. В связи с этим была проведена массированная агитация, начиная со знакомых, заканчивая флаерами и плакатами, которые раскидывали везде в нечеловеческом количестве. Сделали очень забавный дизайн. Он был простой, как три копейки – шесть разноцветных квадратов и на каждом написано «ragga party». Привлекли туда массу людей, причем не только из джангла, но и народ, интересующийся ragga-направлением, правда, в меньшей степени относящийся к данному мероприятию. В итоге, к нашему огромному удивлению клуб был забит до отказа. Даже вход перекрывали. Причем приятно поразили посетители. Это были не банальные наркоманы, а очень приятный, веселый, дружелюбный народ, который в теме. Все прошло очень круто! Люди услышали то, что давно не слышали. Некоторые гости, которым было далеко за тридцать, выражали благодарность, говоря, что пережили здесь вторую молодость. В общем, очень удачный проект. Туда как раз приехал Кингстон со своим товарищем с целью поэмсить. Потом, увидев, что это крутая маза и что народ попрет, они тоже решили организовать вечеринку. Но разница в том, что моя идея направлена на более редкие мероприятия, но масштабные. А эти парни решили сделать сразу серию, посвятив ей несколько суббот c разнообразной old-school-ой музыкой. Приступили к работе. Быстренько сделали ragga-jungle.ru, что является заслугой Лехи. Как только появилась основа, заплатили за хостинг и повесили бета-версию сайта.
— Посещал данный портал, в поисках интересующей информации о ragga jungle и drum’n’bass. То есть это проект был создан с непосредственным вашим участием, став столь крупным в последствие?
— Не столько крупным, сколько единственным. В интернете есть аналог — ragga-jungle.com, который приблизительно эквивалентен российскому проекту. Они взаимно дополняют друг друга. Питерцы, москвичи, все кто мало-мальски в теме посещают данный портал. Так что так или иначе, какие бы времена мы не переживали все-таки это центровой ресурс и к нему нужно относиться должным уважением. Кингстон же, в итоге, снял с другом клуб «Матрица», на мой взгляд, гадюшник полный, хуже не придумать. Он располагался возле гостиницы России, царство ей небесное, рядом с «Совой», единственное место, которое еще хуже. Хе-хе.. «Матрица» всегда была оплотом опущенческих панк команд. Можно сказать, своеобразное гетто. Там, как в фильме «На игле», все стены, пардон, были заблеваны и залиты тысячу раз пивом. Если честно, то достаточно скептически отнесся к идеи ставить сразу на поток подобные мероприятия, так как клуб маленький – тесно. В итоге, могу честно сказать – атмосфера, которая была в «Матрице» не было больше нигде! Это было так круто!
— Какие места и люди тебя больше привлекают? И кто на твой взгляд должен посещать подобные проекты? (Соня)
— Для меня более интересными являются какие-то underground мероприятия, причем не для красивого словца, а так и есть. Кто должен посещать? Это естественно все, кому нравится ragga-jungle направление, кто приходит расслабляться и отдохнуть от повседневной суеты с помощью данной музыки. Так же молодое поколение, которое находятся в своеобразном творческом поиске. Парни, отдававшие с одной стороны предпочтение breakbeat-у или old-school-ному jungle, с другой же стороны предпочитающие речитатив. Но несмотря ни на что, для меня все-таки первичен jungle, а ragga jungle одна из ветвей его развития. Все возвращается на круги своя. Тогда это была свежая музыка, можно сказать волна экспериментов, из которых могло выйти что-то очень интересное и диковинное. Сейчас же это поток, коммерция нового рок-бита. Это некоммерческая коммерция, если можно так выразиться.
— Ты не боишься, что со временем ragga jungle может перерасти в попсу?
— Он уже становиться достаточно популярным. Стоит учесть, что появилось огромное количество музыкантов, которые пошли своим путем. Пробились на студию за счет более известных людей, забились в респект к крутым музыкантам и стали выпускаться на популярных лейблах, но сама музыка для них отходит на второй план. Параллельно же происходит совершенно иная ситуация – сели люди, накачали софта и семплов, стали клепать музыку, которая даже не выходит. Ее передают из рук в руки и играют лишь на закрытых мероприятиях, причем попадаются фантастические треки. С одной стороны — крайности всегда плохо, с другой — в этом есть что-то особенное и заманчивое.
— Сереж, после рисунка на твоей футболке, хочется задать вопрос в лоб. Как ты относишься к наркотикам в музыке? (Соня)
— Могу сказать абсолютно честно, что я не употребляю ничего, а непосредственно к канабису отношусь достаточно прохладно. Если же говорить о пристрастии публики к вопросу о наркотиках, то мое отношение достаточно индифферентное. Если кому-то легче колбаситься под пиво или «удутым» – вперед, мне ведь тоже не хотелось, чтобы люди приходили и чувствовали себя неудобно.
Download mix by DJ Grey — War Against Mainstream
— А если взять в расчет сам процесс создания музыки. Некоторые современные музыканты, художники, писатели работают именно в состоянии измененного сознания в разной степени его проявления. (Соня)
— О, нет. Только на трезвую голову. Тут совершенно другие вибрации, так как очень сложно сконцентрироваться и что-то придумать, когда не совсем в себе. Согласен, что каким-нибудь творческим людям необходим допинг в различных его проявлениях, чтобы выйти из депрессии или возродиться каким-то творением или идеей. Но это совершенно не связанные вещи, то есть каждый идет своим путем.
В свое время мы думали сделать масштабный rave-фестиваль, а именно ragga jungle, и хорошо, что он не состоялся. Я несколько раз убеждался на собственном опыте, что это музыка не для больших мероприятий. Было у нас в свое время предложение, правда, от которого тоже отказались, сделать rave вместе с ребятами из ГНК. Типа «тру-jungle без наркотиков». В принципе — это вяжется. У нас изначально больше пивная культура. Вот сколько себя помню и людей, которые колбасятся до седьмого пота, то они в основном напиваются пивом, а потом тут же на танц-поле его из себя выгоняют, после чего наступает чувство наслаждения и комфорта. Все же остальные штуки, есть естественно везде. В ragga jungle много народа пришло из других направлений, в связи с этим и воспринимают музыку по-своему. Кому-то не очень нравиться то, что сегодня играл, так как в основном вслушиваются в текст и акапеллу, пытаясь поймать басовый вибрейшн, а здесь композиции больше направлены на танц-пол.
— Серег, в продолжение темы о местах и клубах. Ты бывал в Сан-Паулу? Это, как сейчас считается, вторая Ибица с drum’n’bass-ым уклоном.
— Да, слышал об этом. Сейчас Бразилия считается одной из мировых столиц drum’n’bass. К сожалению, не имел возможности выехать так далеко за границу. На данный момент мои выступления ограничиваются пределами России. Выступаю в основном в Москве, частенько в Питере, периодически посещаю Подмосковье. Правда, что играло сегодня больше относиться к американскому движению, а там очень самобытная тусовка.
Ложка другого меда…
Мы мирно располагались на диванчике, продолжая разговор, пока к нам не подошел немного выпивший Ноткин (сам бывший музыкант, выпускавшийся на лейбле «Легкие», а нынче виджей). Он улыбнулся, подмигнул Сереге, потрепал его по плечу и спросил:
— Сколько раз в Америке был?
— Ноль. Хе-хе, — со смехом ответил Серега, после чего они обменялись дружеским рукопожатием и, Ноткин отправился дальше на поиски то ли посетителей Америки, то ли самого Колумба.
— Как раз если взять в расчет саму музыку в том виде, в каком она есть, она зародилась именно там. Они пишут музыку и очень часто и много проводят мероприятий, имеющих очень важный и серьезный характер. Правда, за бугром эта культура больше вяжется с хип-хопом.
— Кстати, бывают какие-нибудь международные соревнования в данном музыкальном направлении?
— Как раз тоже хотел об этом сказать. Дело в том, что «не дозрели» еще. Происходит все немного в иной форме. Различные мероприятия уже есть, но лишь сейчас стали прогрессировать, причем не без нашей помощи. За границей знают, что в России есть люди, хотящие и умеющие хорошо играть. Мы приглашаем кого-нибудь оттуда, чтобы показать, как у нас развивается данное направление. Уже было несколько удачных попыток — приезжали в Питере, а наши команды пробовались там. На данный момент придерживаемся концепции, чтобы больше приезжали в Россию. Потом же, когда узнают, что у нас тоже есть хорошие музыканты, кто-то отправиться туда.
— А кто, кроме вас, поддерживает подобные идеи и культуру? Небольшой командой реализовать такие проекты крайне сложно.
— Конечно. Выросло уже целое поколение. Еще со стародавних времен есть у меня очень хороший знакомый из Королева – Сергей ORB (Original Rock Boy). Как только он заинтересовался этой музыкой, сразу стал пробовать писать, причем весьма успешно. Его релизы уже вышли на виниле заграницей, а он далеко неединственный. Сейчас в Питере много молодых и перспективных ребят очень круто пишут!
— Ты считаешь, что в Питере подобная культура развита сильнее? (Соня)
— Хе-хе. Нет. Потому что, бесспорно drum’n’bass-а в Питере больше, но только количественно. Душевная же атмосфера у нас качественнее и лучше, так как вечеринки проводились редко, но метко, где все были в теме и приходили не просто так. В Питере на drum’n’bass часто подмешивается много «левого» народа, который пришел просто потусовать. У нас, наоборот, d’n’b всегда был обособленной субкультурой и люди, посещающие сии мероприятия, всегда знали куда идут. Сейчас drum’n’bass стал очень разрозненной культурой, и как таковой общих начал найти становиться все сложнее.
— Серег, не боишься, будет момент, когда тебе исполниться лет тридцать и серьезно задумаешься, что можно начать зарабатывать на этом деньги, пусть даже в ущерб себя и творчеству.
— Ты знаешь, не боюсь, потому что могу с двухсот процентной уверенностью сказать, что на этом нельзя зарабатывать деньги. Это всегда останется куском моей жизни, но никакого отношения к коммерции оно не имеет. И даже, если с точки зрения организации, делать коммерчески выгодные мероприятия это мой долг, иначе нет смысла, все равно речь не идет о тех суммах, которые можно зарабатывать. Дело в том, чтобы просто отбить вечеринку так, чтобы иметь возможность заплатить музыкантам и все остались довольны. Такие вечеринки проводились, в частности последние — чисто русский ragga jungle. У нас был проект, назывался «Russian Dubplate Project». Dubplate — это трек, который написан, но еще не вышел. А «Russian Dubplate» — это треки отечественных музыкантов, которые лежат у них в компьютере и не использовались в широких массах. Мы пригласили пол Питера, всех наиболее достойных представителей этого направления, и наших ребят. В частности, я тоже там играл свои треки. В итоге получилось 12 часов чисто русской музыки именно в том стиле, в котором и планировалось. Это было очень классно! И собственно денег мы с этого вообще не подняли, но зато всем заплатили очень хорошо. Питерцев привезли и разместили в комфортабельных условиях и это, на мой взгляд, «по чесноку». Вторым танц-полом являлся dance hall, на который питерские ребята делают основную ставку. Они продвигают его очень серьезно, по-своему, мы же в основном за jungle. Но вместе получилось просто здорово! У нас вышел неплохой тандем, но в последнее время питерцы стали заметно перегибать в сторону dance hall-а. Правда, в последнее время появился ряд факторов, из-за которых в культуре ragga-jungle назрел первый локальный кризис. Благодаря хорошим выступлениям подтянулось огромное количество «левого» народа, преследующие иные цели. Они начинают регистрироваться на форуме, общаться, создавая собственную движуху, не обращая совершенно никакого внимания на людей, которые занимались этим давно. Можно сказать, разводят «детский сад». Публика обновляется, но, к сожалению, не в лучшую сторону. Отчасти из-за этого процесса уже месяца три не проводим никаких вечеринок. Есть у меня идея сделать абсолютно бесплатное мероприятие, пускать только по приглашениям, подходить очень прицельно и индивидуально к приглашенным (тебя, тебя, вот их не надо). Оповещать личными сообщениями, пытаться вновь создать костяк из нужных людей. Они есть только, честно говоря, временно задолбались. К сожалению, не так давно было несколько провальных мероприятий, на мой взгляд, что вызвало определенный дискомфорт. Сегодняшняя вечеринка не в пример тем, что у нас были – сейчас очень хорошо.
Около 5-х утра за Серегой и его друзьями приехал микроавтобус, который должен был увести их в Москву. Подведя итог, стоит сказать, что и сама организация данной вечеринки и выступление DJ оставили очень приятные и теплые впечатления. Как раз о том и говорил Grey, что главное не количество народа, а именно созданная атмосфера. В этот вечер все прошло замечательно, единственное, что немного смазало впечатление – воскресенье. Возможно, как раз многие истинные поклонники d’n’b не смогли надолго задержаться или кто-то совсем не пришел из-за последующего рабочего дня. К сожалению, в период совершенной конкуренции все частные клубы стремятся максимизировать прибыль, а подобные мероприятия намного менее окупаемые, чем те же «дискотеки 80-х по субботам для реальных пацанов». Данная ситуация не нова и вполне понятна, так что остается ждать, когда Grey с единомышленниками сможет устраивать в удобные для всех дни мероприятия посвященные культуре ragga-jungle.