TECHSTEP

zvuk

 

История TECHSTEP
12edit.ru «История электронной музыки»

Автор Георг Палладьев

 

Скромная комната на третьем этаже викторианского склада в Эктоне на западе Лондона, где из звукозаписывающего оборудования только старенький 16-битный стерео семплер Akai S1000, полтора десятка FX-примочек, синтезатор Yamaha SY22, 16-трековая микшерная панель, маленький компьютер Atari и пакет для создания музыки Cubase — вот, что представлял собой лейбл No U Turn в 1996 году, когда к нему пришла слава.

Именно в этих стенах и родился текстеп. Холодный, мрачный с навязчивой таинственностью, определивший настроение драм-н-бейс музыкантов на много лет вперед. Techstep как нельзя лучше подходил местью рагга-джанглу и всему джангл-сообществу, пораженной ямайским вирусом. Бывшие джанглисты, а ныне драм-н-бейс деятели, во второй половине 1995 года взяли новый курс и стали развивать новое движение. Изобретение текстепа пришлось как нельзя кстати.

 

История RAGGA JUNGLE

История DRUM’N’BASS

 

DJ Trace

Первым текстеповым произведением был ремикс на известный джазстеповый трек Mutant jazz, который вышел во второй половине 1995 года. Уже тогда наметилось минимальное количество ударных, гудящий бас и навязчиво-злостная атмосфера над головой. Основа ритма — тщательно подредактированные семплы, взятые из фанковых пластинок. Основа гудящего баса — воссозданный фрагмент из техно-композиции второй половины 80-х.

 

T.Power vs. MK-Ultra — Mutant jazz (DJ Trace remix) 1995

Авторы Марк Роял, Найджел Самуэль
Обработка Дункан Хатчинсон
C сингла Turquoise / Mutant jazz, лейбл SOUR

 

Косвенно в создании структуры текстепа, в разные годы, принимали участие два человека с похожими именами: первый — Alex Reece, выпустивший в 1995 году минималистичный трек, который, как признают многие музыканты и тематические издания, изменил драм-н-бейс.Композиция Pulp fiction содержала совершенно иной ритмический рисунок; до того времени знали только два состояния ударных: джангловое и драм-н-бейсовое. Reece же показал третье, тустеповое (2-step) — это когда ритм ровный и «бочка» делает всего два удара: пумс—пустота—пумс—пустота. Грубо говоря, если убрать из хауса или техно каждый второй удар бас-барабана, то это и будет тустеп.

 

Kevin Saunderson — Just want another chance

 

Второй человек, косвенно причастный к созданию текстепа, это Kevin Saunderson по прозвищу Reese (от своего второго имени Морис, Maurice). В 1986 году Сондерсон выпустил техно-композицию Just want another chance, которая содержала характерный бас, понравившийся впоследствии главе No U Turn, и по совместительству одному из создателей текстепа, — Николасу Сайксу (Nico). Правда, аналогичную басовую линию использовал в 1994 году Рэй Кейт в треке Terrorist, однако именно после изобретения текстепа reese bassline стали использовать повсеместно.

Основатели текстепа (Ed Rush, Trace, Nico) выпустили достаточно материала в 1996 году, чтобы заметили не только их, но и созданное им детище. Так и произошло: Grooverider берет текстеп на вооружение и начинается его агрессивное продвижение как в клубах, так и на полках музыкальных магазинов. Его компиляция Prototype years больше чем на половину состоит из текстеповых тем. Сингл Эда Раша Killamanjaro, выпущенный на лейбле Prototype, станет гимном 1997 года, а в 1996 году это звание почетно завоевывает Skylab, которую издали на лейбле всемогущего Голди.

 

 

Ed Rush — Skylab 1996

Автор Бен Сеттл
C сингла Skylab, лейбл Metalheadz

 

Карта Детройта и логотип Metalheadz, словно парящий над городом, — такова задумка дизайнера обложки «Скайлаба» Джона Блэка. Возможно, Дейтройт это отсылка к воссозданной в цифровых условиях басовой партии из композиции времен техно, где этот стиль и зародился в начале 80-х. Возможно, это отражение звучания композиции: эдакой техничности ритма, равнодушной мелодики и беспросветного будущего. В общем-то, неважно, потому что для драм-н-бейса наступили новые времена. Когда джангл погрузился на некоторое время в первую стадию дарксайда — дарккор — он, можно сказать, и стал самим собой, найдя в себе больше отличий от хардкора, чем сходства. Во время второго пришествия темных сил, драм-н-бейс нашел в себе больше отличий от джангла и стал, наконец-то, полноценным самостоятельным явлением.

Ed Rush

Текстеп очень любят сравнивать с дарккором, намекать на преемственность жанров и говорить о наркотических опытах музыкантов, которые создавали под кайфом свои шедевральные композиции. По прошествии трех лет, экстази выпал из обоймы любимых препаратов и теперь в фаворитах состояли производные конопли: ганжа и сканк. Последний является гибридным сортом конопли, в котором содержится от восьми до двадцати четырех процентов тетрагидроканнабинола — химического соединения, вызывающего галлюцинации, беспричинные тревогу и страх; что, в общем-то, является музыкальной фишкой текстепа. Когда ребят из No U Turn спрашивали, как же они создают композиции, глава лейбла (Nico) рассказывал, что подолгу (всю ночь) сидят с красными глазами, в дыму ганжи — как при ужасных экспериментах, когда медленно, но верно угнетают нервную систему подопытных. Ed Rush признавался, что сознательно курил до достижения мрачного состояния головы, потому что иначе он не может достичь нужной консистенции тревоги в его треках.

Тревога очень важна в текстепе. Она, буквально, и составляет фундамент правильного звучания. Почти все techstep-треки строятся по формуле часто минималистичных ударных снизу, а над головой навязчивая мистическая атмосфера. Не плоская из фильмов, а словно из реальной жизни, представляющая снова упадок цивилизации и не скорейшее ее выздоровление. Получается интересная панорама: музыкальные слои находятся на разных полюсах, взаимодействуют друг с другом, но не сливаются вместе. Середина, то бишь горизонт, всегда остается пустым. Так всегда в текстепе — постоянно есть какая-то пустота, воздух внутри. Если уж на то пошло, то текстпеп является минималистичной версией дарккора

 

Doc Scott — Drumz ’95 1995

Автор Скотт Макилрой
C сингла Drumz ’95 (Nasty Habits remix) / Blue skies, лейбл Metalheadz

 

Одна из наиболее заметных нитей, связывающая темные силы ’93 и ’96 годов — текстеп-переделка дарккорового хита Here come the drumz Дока Скотта.

 

История DARKCORE

 

Doc Scott

Текстеп — это музыка неизвестных и пустых планет, это эмбиент для бездушного и агрессивного космоса, это сущность Робокопа, Бегущего по лезвию, Терминатора, Чужого, Хищника и других супертехнологичных киногероев своего супервремени. Это глубоко научно-фантастическая музыка из будущего, которым правят глубоко безэмоциональные ученые, которым глубоко все равно на будущее своего народа. Jonny L посмотрел фильм «Аполлон 13» и создал один из гимнов 1997 года — Piper.

 

Jonny L — Piper 1997

Автор Джон Лиснерс
C сингла Piper, лейбл XL Recordings

 

Наверное, Piper является хорошим наглядным примером техничности ударных; что определение текстеп не означает, что жанр был создан под влиянием техно-музыки. Здесь больше уклон в сторону индастриала: с искаженными ударными, еще более искаженной басовой линией, наличием шума, каких-то посторонних звуков, и не совсем здоровой атмосферой. Специалисты говорят о влиянии бельгийского хардкора начала 90-х на текстеп, в основном выпускаемым музиздатом R&S Records с конем как у «Феррари» в логотипе.

Между тем, нет единства во мнениях касаемо того, кто придумал термин techstep. Одни говорят, что слово ввели в обиход создатели самого поджанра (Ed Rush, Nico, Trace); другие заявляют, что это заслуга сборника Techsteppin, который выпустило подразделение SOUR — Emotif Recordings. Учитывая, что компиляция, в основном, состоит из материала ребят из No U Turn, но только под разными именами, плюс тот факт, что составлением эпохальной подборки занимался Trace, можно считать, что название, в любом случае, принадлежит отцам-основателям.

Доминик Ангус в треке Dynamics в полную меру отражает корни поджанра и демонстрирует ту самую преемственность поколений и вытекания одного стиля из другого — текстеп вышел из хардстепа, только очистился от лишних ударных.

 

История HARDSTEP

 

Dom & Roland — Dynamics 1996

Автор Доминик Ангус
C сингла Dynamics / The planets, лейбл Moving Shadow

 

Nico

«Когда я ставлю иглу на пластинку, я сразу же чувствую энергию», — признается Нико Сайкс, — «Но сладкие и милые мелодии, как в эмбиент драм-н-бейсе, мне не очень. Это просто-напросто музыка для лифтов, фон для приятного время препровождения воскресного вечера на закате, не более. Настоящая сила драм-н-бейса заключается в его быстрой переменчивости. В такт нашей неспокойной жизни и технологичному миру, в котором мы живем. Быстро развивающиеся технологии преподносят себя как новую религию и это внушает страх, это заставляет чувствовать себя потерянным».

В 1997 году лейбл No U Turn выпускает компиляцию Torque с треками собственного изготовления. Само имя сборника — «Крутящий момент» — и названия композиций (Droid, Sector 3, Proton, Crystal, Coma Tone) игра в техничность, индустриализацию и тотальное бездушие, отсутствие человека. Пожалуй, если бы разумные роботы, расположенные на какой-либо военной базе, умели создавать музыку — она была бы такой. В дарккоре, дедушке текстепа, название отражали мистическую (эзотерическую) составляющую треков, химические эксперименты новых времен, злобу и самые худшие человеческие качества. Текстеп, названием треков в своей стилистике, оправдывает собственное имя, причину самоназвания.

 

Ed Rush & Nico — Sector 3 1997

Авторы Бен Сеттл, Нико Сайкс
C компиляции Torque, лейбл No U Turn

 

Fierce & Nico — Crystal 1997

Авторы Дэн Бёрк, Нико Сайкс
C компиляции Torque, лейбл No U Turn

 

Grooverider

В том же 1997-м один из крестных отцов джангла и драм-н-бейса, повелитель темных сторон жанра — Груврайдер, выпускает компиляцию Prototype years. В ней: сборная солянка модного текстепа и надвигающейся волны нейрофанка. Груврайдер уже и не только в клубе, но и на собственном лейбле Prototype Recordings коммерчески открыто поддерживает новых героев сцены — формирователей настроений. Конечно, текстеп музыканты не были обделены вниманием (особенно ребята из No U Turn), но сборник с подзаголовком Grooverider presents — это, пожалуй, самый сладкий момент для музыканта драм-н-бейс тусовки и последняя стадия признания. Появление тематической компиляции от самого Груврайдера на полках магазинов не может говорить о дурновкусии составителя, это знак качества жанра. Текстеп окончательно легализовывается.

 

 

Высказывалось мнение, что слово джангл — это дань африканской культуре, явно намекая на то, что только черные могут создавать сложные ритмические рисунки. Отчасти это правда, т. к. совсем нетрудно провести параллель с американским хип-хопом, который зародился в черных гетто, был доступен только обществу чернокожих, и никто кроме этого ограниченного количества участников не мог прикоснуться к сей музыке — сообщество относилось к чужакам крайне враждебно. Версии отсылают и к джаз-музыке, которую создали черные — в частности к Дюку Эллингтону. Это его творения, наделенные экзотическим ритмом называли музыкой джунглей (jungle music) и, видимо, не только поэтому — один из его ансамблей в ту пору (20-е, 30-е годы) назывался The Jungle Band.

 

John B — Secrets 1997

Автор Джон Брин Уилльямс
C компиляции Prototype years, лейбл Prototype

 

Dillinja — Silver blade 1997

Автор Карл Френсис
C компиляции Prototype years, лейбл Prototype

 

Dom & Roland

Dom & Roland — человек не очень заметный, но очень много сделалавший для текстепа. В 1995 году Доминик, при помощи любимого своего семплера Roland S-760, изобрел сбивку, которая будет позже использоваться в текстепе неоднократно. На тот момент Доминик работал звукоинженером у диджея Трейса и тот, услышав изобретение Дома понял, чего ему не хватало для ремикса на Mutant jazz. Доминик не успел воплотить свою задумку первым и звание автора новой сбивки закрепилось за DJ Trace. Таким образом, она получила имя трамен (tramen, от связки слов trace и amen break). Как потом будет вспоминать сам Трейс, траменом сбивку начали называть после совместной его работы с лидером группы Bad Company Фрешем — Nitrous. Cкоро точки над i были расставлены Домиником, да и сам Трейс не думал себе присваивать чужое добро. Знающие люди поправляют менее знающих: не tramen, а domen (dominic + amen break).

 

Самый настоящий domen

 

«Я хочу, чтобы люди страдали от моих ритмов», — добавляет к манифесту текстеп-движения Ed Rush. И в самом деле, один из девизов главенствующего лейбла — это словосочетание hurter’s mission (если переводить уж совсем дословно, то «миссия страждущих»). Если верить некоторым источникам, то эта фраза присутствовала на некоторых, если не всех, пластинках No U Turn — ее выцарапывали на матрицах при создании оттисков будущих творений, что вскоре разъедутся по музыкальным магазинам. В течение очень короткого времени текстеп становится массовым увлечением. Всего за несколько лет вокруг явления образуется целый круг солидных музыкантов-единомышленников, которые сначала обратят драм-н-бейс на темную сторону, (призыв Дарта Вейдера был услышан 🙂 а потом будут слушать нападки о том, что драм-н-бейс умер, не успев толком отделиться от джангла.

 

12edit.ru «История электронной музыки»

Автор Георг Палладьев