История JAZZSTEP
12edit.ru «История электронной музыки»
Автор Георг Палладьев
По мнению специалистов, это должно было когда-нибудь произойти. Сначала джангл смешали с атмосферными переливами и получился арткор, теперь — один из ингредиентов джангла смешивается с ломанным ритмом из будущего. В джазстепе, как ясно из названия, во главе угла звучания положена джазовая стилистика, своеобразная манера исполнения композиций, отличительных для джаза. Вторая часто слова (step) — это не только «шаг», но и характерный тип ударных. В джазстепе, в основном, применяется облегченная ритмика; так называемые приджазованные ударные. Таким образом, джангл из неотесанного, небритого и буйного мальчугана превратился в ухоженного и завидного эстета. Настоящий intelligent 🙂
История ARTCORE
Считается, что первым, кто задал направление новому поджанру, был Roni Size, когда выпустил в 1993 году малозаметную пластинку Music box. Впоследствии трек неоднократно переиздавался со всяческими обработками и малыми изменениями, но суть его не менялась — гладкие песочные ударные и мягкие клавишные переливы оставляли неизгладимый след у слушателей джангловой интеллигенции.
Roni Size & DJ Die — Music box 1993
Авторы Райан Уилльямс, Дэниэл Каусман
C сингла The resister / Music box, лейбл Full Circle Records
Roni Size — It’s a jazz thing 1994
Автор Райан Уилльямс
C сингла Size of things to come, лейбл V Recordings
Правда, после выхода It’s a jazz thing, прошлогодняя «музыкальная шкатулка» показалась всего лишь увертюрой к джазстеп-пришествию. В жанр пришел контрабас, так похожий на заморский ямайский даб. Сайз доказывает, что Music box не был случайной записью и продолжает радовать слух теплыми звуками из культовых синтезаторов minimoog. Слова jazzstep еще нет и стилистические эксперименты Сайза называют джази джанглом (jazzy jungle) — словосочетанием, которое лучше всего определяет форму ударных и содержание мелодии нового явления.
Вскоре Roni Size соберет целую команду из семерых музыкантов (вокалисты, ударники, басисты, клавишники) и под именем Reprazent будет выпускать что-то среднее между джазстепом и драм-н-бейсом — эдакий космический джаз, джаз для неблагополучных улиц и районов. Вообще, джазстеп — это прекрасный случай слияния цифровой музыки с живыми инструментами. До этого джангл же был насквозь синтетическим, хоть и построенным на семплах более-менее живой музыки с разбавлением собственных клавишных пассажей. И если были какие-то попытки внести в музыку живое пламя, то они не столь уж многочисленны.
Adam F — F-Jam (Vocal mix) 1996
Автор Адам Фентон
Речитатив MC Conrad
C сингла F-Jam, лейбл F-Jams
Adam F немного опередил Рони Сайза и в 1996 году на собственном лейбле выпустил интересную работу F-Jam, где в одном порыве-ритме сливается воедино и флейта, и труба, и бонги, и приятно прыгающий бас, и речетатив резидента Good Looking Records — эмси Конрада. «Мне просто захотелось сделать что-нибудь „живое“. Я играл на перкуссии и клавишах, нашел бас-гитариста и трубача. На вокале был MC Conrad. Все получилось действительно живо и интересно. Goldie этот трек очень понравился».
После разделения сцены, на смену джаззи джанглу приходит jazz & bass — так в 1996 году именуется компиляция, которую, на протяжении восьми лет, частями будет выпускать лейбл диджея SS — New Identity. В 1995 году Фабио основывает звукоиздательство Creative Source, которое медленно, но верно, обозначит свое влияние на поле интеллигентного джам-н-бейса. Первым релизом стала виниловая пластинка Calrito (она же под первым номером в показательном сборнике Liquid Funk. Volume 1.) Приятная смесь джаза, драм-н-бейса и совсем немного соула.
История LIQUID FUNK
Carlito — Heaven 1995
Автор Джеймс Миттон-Уэйд
C сингла Heaven / Carlito’s way, лейбл Creative Source
Morf — Dallas 1996
Автор Мэттью Колман
C сингла A jazzstep injection into drum ‘n’ bass, лейбл SOUR
Считается, что именно Фабио в 1996 году предложил термин jazzstep, а лейбл SOUR подхватил его и в том же году выпустил сборник A jazzstep injection into drum ‘n’ bass. Вообще, середина 90-х для джазстепа выдалась очень удачной и плодотворной: всего за несколько лет на сцене появилось много интересных исполнителей со своим взглядом на джаз-музыку: от очень эклектичных записей, где джазовые семплы расставлены на протяжении всей композиции в хаотичном порядке, до суперсладких тем с применением атмосферных переливов и пылающего саксофона под мягкие ударные. Все это, конечно, не могло не отразиться на рынке тематических компиляций: в период с 1995 по 1998 было выпущено неимоверное количество сборников, раскрывающие самые разные методы применения джаза в драм-н-бейсе.
История DRUM’N’BASS
Джаз за свою более чем столетнюю историю развивался под стольким влиянием людей и окрестностей со свойственными им культурой, музыкальном диалектом и темпераментом, что неоднократно делился на различные поджанры и давал жизнь другим музыкальным течениям. Джаз очень разный и во много раз превосходит общее узкое представление об его звучании. Так же многогранен и джазстеп.
4hero — Escape that 1998
Авторы Дэннис Макфарлейн, Марк Клэйр
Исполняет Face
C сингла Two pages, лейбл Talkin’ Loud
LTJ Bukem — Moodswings 1996
Автор Дэнни Уильямсон, Стив Уильямсон
C альбома Producer 01 (2000), лейбл Good Looking Records
Sci-Clone — El son 1999
Авторы Джейсон Кембридж, Натан Хейнс
C компиляции Enforcers (Deadly chambers of sound), лейбл Reinforced Records
Дуэт 4hero в 1994 году выпустил альбом Parallel universe, совмещая в себе нежность арткора и жесткость джангла. В девяносто восьмом они выпускают двойной альбом Two pages, который будет номинирован в том же году на Mercury Awards. Их работа не получит заслуженной награды, но слушатели оценят пластинку по достоинству. Богатый альбом, наполненный красками разных музыкальных течений: фанк, соул, джаз, драм-н-бейс и эмбиент. Two pages — это два мира, в первом из которых исключительно живая музыка, записанная с многочисленными музыкантами (достаточно посмотреть на состав участников к каждой композиции), где Денис и Марк занимали скромное место за синтезаторами и перкуссией. Баллада Escape that — прекрасная иллюстрация того, как электронная музыка может гармонично сочетаться с традиционной. Учитывая совсем близкое родство обоих стилей, неудивительно присутствие подобного созвучия жанров.
Blu Mar Ten образовались во время всеобщего бума и пропаганды арткора. Их быстро приметил заведующий «Гуд лукином» всемогущий LTJ Bukem и подписал их на свое музиздательство. В собственных композициях дуэт весьма часто совмещал очень плотный и многослойный мелодичный драм-н-бейс с фрагментами живых музыкальных инструментов. За что его благодарили счастливые слушатели интеллиджента. Романтика и чистота Adrift in a deep water в скоростной поездке, разрезая волны бесконечного синего океана на белой яхте.
Blu Mar Ten — Adrift in a deep water 1997
Авторы Крис Мэриголд, Лео Уиндэм
C компиляции Producer 03 (2002), лейбл Good Looking Records
Subject 13 — Can you feel da vibez? 1997
Автор Дэвид Стюарт
C компиляции Past present phuture. Volume one, лейбл Vibez Recordings
Jaz Klash — Intrigue (Down for whatever) 1997
Авторы The Angel, Питер Роуз, Роберт Смит
Исполняет The Angel
C альбома Thru the haze, лейбл Cup of Tea Records
В 1995 году в Бристоле собрались трое человек, чтобы записать альбом. Кажется, они человечески повторили всю судьбу джазстепа: дуэт местных электронщиков и лос-анджелесская девушка музыкант, которая в своих треках совмещает джаз, даунтемпо, регги, даб, хип-хоп, соул и бог знает чего еще что придет ей в голову, усыпанной темными африканскими косичками. Thru the haze записывался в течение зимы ’95—96 годов, но был выпущен только год спустя местным музиздательством Cup of Tea Records, сосредоточенным как раз на музыкальных коллажах, коим был альбом трио Jaz Klash.
Бывают и на российской земле чудеса: в 1998 году в Питере, двое создателей группы Гости из будущего — Евгений Арсентьев и Юрий Усачев — в эпохальном, для питерского джангла, альбоме «Время песок» замахиваются на британский джазстеп. Они смешивают поточный ритм с фрагментами, отрывками, семплами разных джазовых инструментов. Иногда даже кажется, что действие происходит в реальном времени, эдакий живой концерт: вот диджеи, вот музыканты с инструментами, а это все самый настоящий jam session, просто Adam F, только похулиганистей 🙂 Головокружительное окончание альбома. Обе части Jazz it up — композиции из той серии, когда драм-н-бейс смешивают с темами из пластинок с живыми выступлениями джазовых ансамблей.
Гости из будущего — Jazz it up (Part 1) 1998
Авторы Евгений Арсеньев, Юрий Усачев
C альбома Время песок, лейбл Никитин
Гости из будущего — Jazz it up (Part 2) 1998
Авторы Евгений Арсеньев, Юрий Усачев
C альбома Время песок, лейбл Никитин
Это, в общем-то, джазстеп и отличает от арткора — наличие внушаемого количества живых (или семплированных) инструментов: хорошие легкие ударные; мягкая, переливающаяся из левого в правый канал, мелодия; наличие духовых инструментов — трубы или саксофона; и контрабаса, в качестве упругой подложки под композицию. А то, бывает, начнешь слушать очередной собранный в какой-то конторе сборник джаззи джангла, а там на ¾ чистой воды арткор и джазовым он стал только благодаря наличию в нем саксофона.