TECHNOID

zvuk

 

История TECHNOID
12edit.ru «История электронной музыки»

Автор Георг Палладьев

 

Своим появлением технойд навсегда ответил на вопрос интересующихся: «Если на текстеп не техно повлияло, то где же техно?». Ответ: в технойде. Конечно, этимологически techstep очень напрашивается на связь с техно-музыкой, но от нее там разве что только басовая партия, позаимствованная (или воссозданная) из композиции одного из отцов детройтского техно — Кевина Сондерсона Just want another chance. По правде говоря, в текстепе есть какие-то отголоски техно, но это больше от его связи с индастриалом, который текстепу ближе под душе. Через четыре года настала пора техно встретиться с драм-н-бейсом.

 

История TECHSTEP

История DRUM’N’BASS

 

Rob Data и Kemal

Пионеров технойда несколько. Одни из них — прославленный в нейрофанке дуэт Konflict. После пререканий с Renegade Hardware из-за их трека Messiah (по одной версии ребята ушли, потому что не получили ожидаемых гонораров с релиза; по другой они не дали согласие на выпуск композиции и лейбл выпустил ее против их воли) они берут себе новое имя и сами распоряжаются собственными темами. Кемаль и Роб основывают собственный лейбл Negative Recordings, на котором, в скором времени выходит пластинка Encrypter — обязательная к прослушиванию и ознакомлению с технойдом вещица. Так звучит симбиоз техно и драм-н-бейса.

 

Kemal + Rob Data — The encrypter 2001

Авторы Кемаль Окан, Роб Роджерс
C сингла The encrypter / Portal, лейбл Negative Recordings

 

В музыкальном ответвлении техно есть такое понятие как шранц (schranz). Так в первой половине 90-х двое друзей-музыкантов Крис Лебинг и Циско Фиррейра называли тяжелое техно с мрачным и искаженным звучанием. Прошло время и шранц стал поджанром техно, который характеризуется грузными ударными, громкими перкуссиями и рваными повторяющимися шумами. Собственно, технойд — это и есть шранц, но в драм-н-бейс обличии: черный, монотонный, часто психоделичный и очень быстрый.

 

Technoid в IDM-музыке, например

 

Технойд появился в результате стилистических экспериментов между текстепом и нейрофанком. На рубеже тысячелетий небольшая команда музыкантов, известных композициями как в одном, так и в другом поджанре, начала двигаться в сторону добавления европейского техно-звучания в драм-н-бейс. Поначалу эти пробы никак и не назывались, это уже потом начали говорить о techno influence на драм-н-бейс, придумав определение Techno-DNB. Аляповатое соединение слов через дефис не всем понравилось — многие в термине находили отсылки к схожему по написанию текстепу. Тогда пошли всевозможные вариации, типа Tech ‘n’ Bass и все в таком же духе. Потом откуда-то появилось слово технойд. Причем, видимо, мало кого волновало, что оно застолблено за немецким музыкальным издательством Hymen Records, основанным в 1997 году и, который этот термин сам придумал для продвижения собственного лейблового звучания. Их технойд — это смешение IDM, экспериментального техно и нойза. На выходе получаются необычные штуки с традиционным ай-ди-эм ритмом, различными шумами и фрагментами из индастриал-музыки. Но технойд, как определение ответвлению синтеза техно с драм-н-бейсом, прижилось. Как и хардкор: есть таковой панк, а есть таковое техно. И ничего, живут мирно. Так же говорят и о техноиде; иногда просто для точности добавляют аббревиатуру и получается Technoid DNB, но, обычно, слушатели каждого направления понимают, о каком техноиде идет речь.

(Русские остроумные фаны по-своему понимают слово technoid: техно и драм-н-бейс. А западные сваяли смайлик на тему технойда в стиле «Терминатора».)

 

Acetate & Stratus — Corrosive 2001

Авторы Том Френсис, Ди Льюис
Cо сплит-сингла Down remix / Corrosive, лейбл Circuit

 

Cause 4 Concern — Peep show 2001

Авторы Эд Холмс, Марк Клементс, Стюарт Перкинс, Тоби Барроус
C мини-компиляции Life history. Vol. 1, лейбл Virus Recordings

 

Vector Burn — Propaganda 2002

Автор Оливер Скотт
C сингла Propaganda / No future, лейбл Replicant Audio

 

Популярна байка, что техно-днб и технойд — это разные вещи, мол, консистенция соединенных стилей немного разная. Но у каждого музыканта, играющего скрещенное техно с драм-н-бейсом, разный процент смешивания течений. Технойд и техно-днб — это одно направление, только названия разные. И то, что где-то техно в треке больше, чем драм-н-бейса —является предпочтением автора-музыканта. Сцена разная, поджанры развиваются. Нейрофанк за всю свою историю развития сколько переживал фаз и пока еще не говорят о его разделения на отдельные ответвления поджанра. Творцов несоизмеримо много и каждый трактует поджанр по-своему, как его понимает. Говорят, например, об отдельном звучании какого-либо лейбла, исполнителя, а все вместе собирается в общую картинку технойда.

Ruffen

Специалисты говорят о влиянии российских музыкантов на мировую технойд-сцену. Речь, в частности, идет о дуэте Ruffen & Dissident (Дмитрий Русак и Станислав Севостьянихин). В 2004 году они выпустили совместный альбом Od1n, который считается первым полноценным LP, что подтолкнул и дал опору остальным музыкантам, заинтересованным в смеси техно и драм-н-бейса. Один из треков в альбоме — Chip, выпущенный двумя годами раньше — слушатели технойда называют классикой жанра: It is an epic, futuristic and innovative piece of music, a big tune in the informal history of Technoid Drum & Bass.

 

Masheen — Essence of life 2006M

Автор Тревор Шин<
C семплера альбома Something sick, лейбл DSCI4

 

Ruffen & Dissident — Chip 2002

Авторы Дмитрий Русак, Станислав Севостьянихин
C альбома Od1n, лейбл Total Advance Music Records

 

Raiden — Infection 2003

Автор Крис Джармен
C мини-альбома Infection EP, лейбл Renegade Hardware

 

Raiden

Еще один пионер технойда — Raiden. Многим он известен по трансстеповому треку Fallin’, но душа его и сердце принадлежат техно. Рэйден был тем, кто начал смешивать техно и драм-н-бейс с конца 90-х и продолжил этим заниматься, когда многие музыканты наигрались с синтезом и ушли создавать традиционный драм-н-бейс. Долгое время Raiden старался привлечь к собственной затее единомышленников, пока не основал в 2005 году собственную звукозаписывающую компанию Offkey. C самого своего создания лейбл становится флагманом техно драм-н-бейс движения. Его трек Pinball 2003 года, где так явно, как в канат, переплетаются техно и драм-н-бейс, называют одним из лучших технойд-треков, который породил такое большое количество подражаний в Techno Drum ‘n’ Bass среде.

 

Raiden — Pinball 2003

Автор Крис Джармен
C мини-альбома Transglobal. Volume 3, лейбл Transparent Recordings

 

Переехав несколько лет назад из Амстердама в Таллин и учредив там филиал Offkey, Raiden говорит о том, что техно уже больше 10 лет как повязано с драм-н-бейсом. «Не в музыкальном плане», — оговаривается он, «А по отношению к делу. В техно люди сильнее опираются на новые технологии и идеи, таким образом они и строят свою сцену и на этом она и держится. В драм-н-бейсе, когда ты ломаешь какие-то традиции, какие-то стереотипы, то сразу же классифицируешься другими как враг, изменник стилю. Поскольку каждый, кто существенно двигает драм-н-бейс вперед, имея на это спрос у аудитории, и делает это не так, как принято — выставляется сразу же на посмешище. Но если вы хотите прогресса в музыке, то должны экспериментировать и эта истина, кажется, трудно понимаема для слушателей. Это отнюдь не говорит о том, что я не люблю драм-н-бейс, особенно в его современном обличии. Нет, мне очень нравится органичный драм-н-бейс, какой делают, например Loxy и Spirit, например».

 

Fission — Oracle 2003

Авторы Артур Айзли, Льюис Ромеро
C сингла Oracle / Halo, лейбл Transparent Recordings

 

Запуская лейбл, Рэйден публикует мощный манифест: «Мозг техно, тело драм-н-бейса» (Techno brain, drum & bass body). Сам себя Рэйден называет технологическим террористом. Про свою деятельность пишет в исключительно ироничном богословском тоне: «Он выражает компьютерный слог, преимущественно, на диалекте драм-н-бейса. Дав голос машинам и фору их безумию, в течение многих лет он был, своего рода, Евангелием, выступая по всему миру, передавая код машин, истребляя танцполы и привлекая к своему делу помощников, которые разносят его слово».

Proket

Offkey занимается выводом на драм-н-бейс орбиту неизвестных музыкантов, томящихся в спальных студиях. Proket, Propaganda, Meth, Khanage, Outrage и еще несколько — те самые помощники из клана Рэйдена. Уроженец Норильска, именно Прокету приписывают авторство термина Techno-DNB и менее известного, но личного определения Shranz ‘n’ Bass, в котором он играет сам.

 

Proket — Norilsk 2009

Автор Алексей Огиенко
C сингла Norilsk / Otsek, лейбл Offkey

 

D.A.V.E. The Drummer — Hydraulix 9 (Proket remix) 2008

Автор Генри Каллен
Обработка Алексей Огиенко
C сингла Hydraulix 9 (Remixes), лейбл Subsistenz

 

Но Рэйден не любит ярлыков на свою музыку и всячески отрицает называть собственную музыку техно-днб или как-нибудь еще, мотивируя это тем, что как только появляется какое-либо определение, то тут же возникают строгие рамки и жесткие правила по которым следует создавать композиции. Свою же музыку он косвенно и осторожно называет драм-н-бейсом под влиянием техно и, на зависть всем разговаривающим о застое и достигшем пределе технойда, продолжает двигать вперед темы собственного лейбла и поддерживать молодых.

Когда стало ясно, что технойд — это надолго, с уверенной постоянностью начали появляться новые музыканты и специализированные лейблы. Игра в такую индустриальную техничность, начатая еще со времен текстепа, продолжается и по сей день. Музыкальные издательства с названиями Sinuous Recordings, Subsistenz, Venom Inc Recordings, T3K, Mindtech Recordings и юные технойд-дарования с более непонятными и от этого завораживающими именами: Pyro, Implant, Tamas, Yabol, Isotop, Kriotek, The Sect. Вдохновленные любимой музыкой, энтузиасты создали ретроспективу технойда, отразив в пяти микс-выпусках его историю развития с 1997 по 2004 год: от первых позывных, явного отличия и отделения от других поджанров, до становления и признания.

 

12edit.ru «История электронной музыки»

Автор Георг Палладьев