DARKCORE

zvuk

 

История DARKCORE
12edit.ru «История электронной музыки»

Автор Георг Палладьев

 

Во второй половине 1992 года на хардкор-сцене произошел мощный раскол. Многие диджеи, что еще вчера верили в свои идеалы, разочаровались в них и начали покидать свои места, отдавая предпочтения вновь возрождающимся направлениям, коими были хаус, техно и американский гараж. Кто-то ушел ковать железо и в джангл. Обиженные, уставшие и обозленные, они создают новое направление, которое затмевает позитивные напевы хеппи хардкора. За очень короткое время дарккор набирает обороты и становится едва ли не ключевым поджанром встающего на ноги джангла и задыхающегося в коммерции хардкора.

 

История JUNGLE

 

В сердце (core) дарккора — тьма (dark). Она появилась как прямое противопоставление хеппи хардкору. Мрачный настрой треков, зловещие ритмы, потрескивания, вырезанные фразы, крики, мольбы о помощи и звуки из фильмов ужасов — вот основа дарккор-композиций. Чтобы усилить ощущение беспомощности и психоза, музыканты давали своим трекам говорящие названия. Придавала дарккору особый шарм и наркотическая тема. Хардкор и так был насквозь пропитан ею, но если слушатели или музыканты принимали препараты для усиления радости и раскрепощения духа, то творцы дарккора показали обратную сторону употребления. В звуковом плане darkcore композиции отражают состояние непрерывного употребления экстази, марихуаны и амфетамина со всеми побочными эффектами: депрессией, паранойей, расщеплением личности, галлюцинациями и мурашками по коже от жутких ощущений.

 

DJ Hype — Weird energy (Hells bells mix) 1993

Автор Кевин Форд
C сингла Shot in the dark, лейбл Suburban Base Records

 

DJ Hype

Опус Кевина Форда относится к тем произведениям, где главенствует немного другая идея дарккора: наркотика как источника силы с негативным окрасом, как отрицательно заряженное поле желаний, как ловушка, в которую попадает рейвер, приняв одну-другую пилюлю с синтетической радостью.

Вместе с этим дарккор способен не только наводить ужас от пост-наркотических ощущений, но и создавать атмосферу полного равнодушия находящегося на игле. Это хорошо продемонстрировала композиция Valley of shadows, в которой звучит отрывок из документального фильма BBC о предсмертных переживаниях: felt that I was in a long dark tunnel (чувствовала, будто нахожусь в длинном темном тоннеле).

Pascal & Sponge — Nosebleed (Right nostrill) 1993

Авторы Паскаль Редпат, Джеймс Хойт
C сингла Nosebleed, лейбл Face Records

 

Origin Unknown — Valley of the shadows 1993

Авторы Эндрю Кларк, Энтони Майлс
C сингла The touch / Valley of the shadows, лейбл RAM Records

 

Invisible Man — The beginning 1993

Автор Грэхэм Мью
C сингла The beginning / The end, лейбл Timeless Recordings

 

Goldie. Пожалуй, на это имя стоит молиться. И, пожалуй, никто лучше не олицетворяет драм-н-бейс, как этот британец ямайского происхождения. В будущем: создатель дарккора, а затем уже и флагмана всей темной стороны драм-н-бейса — лейбла Metalheadz; музыкант, сочиняющий эпические сольные пластинки, во второй половине 80-х Клиффорд Прайс живет в хип-хопе, бомбит в городах и выступает сначала в брейк-дансовых командах, а потом уже организует собственную, B-Boys. Разрисовывая машины и футболки, он зарабатывает себе на жизнь и вставляет золотые зубы, которые позже станут неотъемлемой частью его образа. Прозвище голди (золотой) он получил еще в детстве за ярко светлый окрас собственных волос, но именно полный рот золотых изделий будут связывать с его сценическим псевдонимом.

Kemistry

В 1991 году Голди возвращается в Лондон из Нью-Йорка и случайно в обувном магазине встречается с Kemistry — молодой девушкой-диджеем, которая обратила его в новую веру и представила не менее молодой джангл-тусовке в клубе Rage, где как раз играли Fabio и Grooverider. Клиффорд заражается новой музыкой и часами проводит в студии, подрабатывая звукорежиссером в недавно открывшемся лейбле Reinforced. После нескольких вполне удачных релизов, в конце 1992 года, совместно с единомышленниками, он выпускает мини-альбом Terminator — треки в котором и задают тон джанглу и рождают darkcore. «Появление дарккора обусловлено упадком общества в то время», — рассказывает Goldie — «Зима покрыла всю страну, клубы закрыты, в стране началась рецессия. И я захотел рассказать об этом. Но сейчас все эти дети обернули мой замысел в шутку. Они думают, что тьма — это что-то вроде поклонения Сатане».

 

Metalheads — Sinister 1992

Авторы Клиффорд Прайс, Линфорд Джонс, Маркус Рутерфорд
C мини-альбома Terminator EP, лейбл Synthetic

 

Rufige Kru — Ghosts of my life 1993

Авторы Боу Томас, Дэн Дункан, Саймон Виспи
C сингла Duburban poison, лейбл Subliminal Records

 

Goldie

Sinister — это отличный пример дарккора. Даже примечательней, чем давший заглавие миньону «Терминатор». Последний, конечно, берет и словом и делом, но он слишком техничен, а Sinister это само воплощение зловещности от мастера, который своим видом воплощает зловещность — настолько он харизматичен. Здесь и гитарные отрывки от деятелей спейс-рока, и вокальные семплы-приговоры (you will die), и атмосфера крутящего момента силы, плюс, естественно, говорящее название композиции.

В 1992—1993 годах Reinforced Records расцветает, выпуская на виниле пионеров дарккора. Изначально созданный в 1989 году ребятами из 4hero, лейбл собирает вокруг себя сомну поклонников и имитаторов. Металлические басы, рычащая басовая линия, искусно спрятанные голоса — все эти образцы для подражания создавались на севере Лондона в собственной студии компании Reinforced. «Я помню одну сессию, которая длилась три дня», — вспоминает Голди, — «Мы записывали семплы, потом обрабатывали, искажали их как могли, а затем они вставлялись в самых разных местах». В результате, на полках студии появились еще пятнадцать DAT-кассет со зловещими звуковыми текстурами и умопомрачительными семплами для нынешних и будущих музыкантов лейбла.

Doc Scott

В конце 1992 года Doc Scott под псевдонимом Nasty Habits выпускает дарккоровый хит Here come the drumz, в котором присутствует очень нервозная обстановка в начале трека, а слушатель надеется на лучшее, но выкриком названия темы срывается какой-то еле спокойный заслон и равновесие нарушается бушующими ударными. А над сумасшедшей ритмикой крайне нестабильная и зернистая атмосфера — и все это, конечно, не обещает нам ничего хорошего. Скользкие синтезаторные пассажи подтверждают чувство.

 

Nasty Habits — Here come the drumz 1992

Автор Скотт Макилрой
C сингла As nasty as I wanna be, лейбл Reinforced Records

 

Thunderhead — Lost in time 1993

Автор Thunderhead
C сингла Lost in time, лейбл Thunderhead

 

Надо сказать, что у наркотической темы дарккора есть небольшая предыстория. Еще в 1990 году еще тогда квартет 4hero выпустил мрачный брейк-битовый сингл Mr. Kirk, неоднократно переиздававшийся и после. Сюжет темы не отличался от действительности: к отцу приходят полицейские и сообщают, что его молодой несовершеннолетний сын умер от передозировки в клубе. Через полтора года трио из Kaotic Chemistry выпустили хардкоровый мини-альбом Five in the one night. На обложке — героиновая тропинка и кредитная карточка. Название на обложке тоже не лишено смысла — оно отсылает к неоднократным употреблениям таблеток за одну ночь, из-за быстрого выветривания наркотического эффекта. В 1992 году последовал не менее концептуальный альбом LSD с говорящими названиями для тех, кто в теме. Скажем, Space cakes — это те самые знаменитые кексы с гашишем или марихуаной, а Illegal subs — жаргонное обозначение, естественно, нелегальных субстанций, проще говоря, наркотических веществ. В мини-альбоме ремиксов появится еще трек Vitamin K — о сильнодействующем наркотике кетамине, вызывающем мощные галлюцинации. (По аналогии, кстати, с кетамином K, экстази так же сокращали до E.)

 

4hero — Mr. Kirk Nightmare 1990

 

Remarc & Lewy — Ricky 1994

 

В общем, творцы дарккора занимались если не разоблачением, то уж точно показывали отходное состояние клубной жизни первой половины 90-х.

Параллельно наркотической теме развивалась и кинематографическая. Молодые музыканты вдохновлялись черно-белыми фильмами ужасов, записывали звуки ветра с могильных плит, выкручивали многократную реверберацию с потрескиваний листвы, вырезали девичьи крики из самых смачных сцен, придавали особое значение фразам, связанных с потусторонним миром. В общем, занимались написанием музыкального хоррора. Был даже небольшой период в жизни дарккора, когда создавались именные треки, где персонажи фильмов в панике выкрикивали ласкательные вариации имен героев. К ним относился и Ricky с загробными мотивами, созданный Ремарком; и рассказанный в статье о джангле «Джонни» (Jonny L); и Scottie с очень важной вставкой «Я не хочу умирать», где герою отвечают: «А мы и не умрем, мы отсюда сейчас свалим». (I don’t wanna die / We not gonna die, we’re gonna get out of there).

 

Johnny Jungle — Johnny 1993

Авторы Паскаль Редпат, Джеймс Хойт
C сингла Johnny / I like to cry, лейбл Face Records

 

Subnation — Scottie 1993

Автор Уэйн Уилсон
C сингла Scottie / Somebody always dies, лейбл Future Vinyl

 

Ed Rush — Bludclot artattack 1993

Авторы Бен Сеттл, Николас Сайкс
C сингла Bludclot artattack, лейбл No U Turn

 

Еще одним классическим примером дарккора служит тема молодого тогда еще Эда Раша — Bludclot artattack. Выпустившись на лейбле No U Turn, который, в последующем будет определять развитие такого поджанра как текстеп, Эда называют одним из тех, кто выделил характерное звучание драм-н-бейса на этапе взросления дарккора. Про псевдоним Бена Сеттла говорят, что Ed Rush схож со словосочетанием Head Rush — внезапным головокружением.

 

История TECHSTEP

 

(Воспоминание очевидца: «Я всегда был рейвером, но с середины ‘92 года начал слушать хардкор с примесями даба и регги, типа „Терминатора“ Goldie. Мне всегда казалось, что подобные треки сделаны со злым умыслом. Конечно, темы из хеппи хардкора тоже хороши, но мрачные композиции все же доставляют больше. Я помню ту ночь, тогда играли такие диджеи как Grooverider, Frost и Mickey Finn. На протяжении всего вечера превалировала темная музыка. Я как раз танцевал около сцены и как-то оглянулся вокруг — вы знаете, я не увидел ни одной улыбки на лицах людей, ни одной. Но при этом все были поглощены музыкой. Я тогда подумал, что надо бы запомнить этот момент. В том и разница сегодня. Сейчас тоже все хорошо, но тогда было иначе. Тогда все были на большом серьезе, как боевая армия. Люди концентрировались на музыке, не поднимали руки в воздух. Они нешуточно концентрировались на том, что играет».)

 

Boogie Times Tribe — The dark stranger (Origin Unknown remix) 1993

Авторы Дэн Доннелли, Джейсон ДиКруз
Обработка Эндрю Кларк, Энтони Майлс
C сингла The dark stranger / Real hardcore (Remixes), лейбл Suburban Base Records

 

EQ — So damn tuff (Ray Keith remix) 1993

Авторы Мар Йорат, Лирой Смолл
Обработка Рэй Кейт
C мини-альбома Remixes, лейбл Formation Records

 

Одно время, dark’, как его сокращали с апострофом, именовали дарк хардкором (как и джангл именовали и хардкор джанглом, и джангл техно, и бог знает еще чем). Надо сказать, что в самом начале он имел схожие с хардом черты и особенно это заметно на сборнике Hard leaders III: Enter the darkside, где собран и вполне вменяемый дарккор, и дарк хардкор, и что-то между ними среднее, называемое прото-джанглом. Однако позже, с одновременным развитием как джангла, так и дарккора, оба они все больше и больше стилистически отходили от своего первоначального родителя. Параллельно с этим, но надолго в обиход входит новое определение — darkside (редко, но встречается и раздельное написание dark side). Дарксайд сначала был синонимом дарккора, но с развитием драм-н-бейса и появлением треков со зло-мрачной атмосферой и жестким звучанием, дарксайдом стали называть все подобные треки без разбора на поджанры. На самом же деле, darkside — это обобщенное именование поджанров драм-н-бейса, характеризующихся вышеупомянутой стилистикой. Таких как: текстеп, нейрофанк, техно драм-н-бейс и даркстеп.

 

История NEUROFUNK

История TECHNOID

История DARKSTEP

 

Тематический плакат «Присоединяйся к темной стороне. У нас есть печеньки

Также дарксайд можно назвать супротивом интеллиджента — обобщенного названия мелодичных поджанров драм-н-бейса. (Подобно дарксайду intelligent называют также лайтсайдом или брайтсайдом — светлой стороной.)

Осенью 1993 года дарккор ушел в тень собственной славы. Вдохновители и держатели лейбла Reinforced Records — 4hero — ушли в движение светлых сил. Харизматичный лидер дарккор-движения Goldie обвинял в застое поджанра эпигонов с других лейблов (вспомнить хотя бы отрывок из его фразы про детей) и ушел комбинировать дарккор с арткором. Но дарккор не исчез, не растворился, и не остался незамеченным. Несмотря на то, что его история заканчивается в конце 1994 года, он открыл огромное поле для экспериментов, расширил горизонты своего применения и дал пищу для размышления будущим создателям других поджанров. К моменту разделения джангл-сцены на два лагеря, дарккору было уготовано будущее в даркстепе, куда перекочевали примочки с отрывками из фильмов ужасов; и перевоплощение в новом явлении, которому дали звучное название — drum ‘n’ bass.

 

12edit.ru «История электронной музыки»

Автор Георг Палладьев